Фирма "1С" извещает пользователей и партнеров об особенностях реализации в программах системы 1С:Предприятие обмена Актом сверки взаимных расчетов по формату, утв. приказом ФНС России от 13.05.2022 № ЕД-7-26/405@ (далее - Приказ № 405). Реализованный подход позволяет автоматизировать работу пользователей по актам с разногласиями.
Описанный в настоящем письме подход к заполнению показателей и визуализации электронного Акта сверки в клиентском программном обеспечении может быть использован всеми заинтересованными разработчиками и пользователями программного обеспечения. Мы рекомендуем его использование как сотрудничающим с "1С", так и любым другим организациям.
Работа с актом сверки в электронном виде уже поддержана в конфигурациях:
О сроках поддержки в остальных продуктах "1С:Предпритятие 8" - см. в Мониторинге законодательства https://v8.1c.ru/lawmonitor/45a46dc9-488b-11ec-9505-0050569f3973.htm
Реализация в учетных решениях обмена Актом сверки взаимных расчетов полностью соответствует формату, утв. приказом ФНС России от 13.05.2022 № ЕД-7-26/405@ (далее - Приказ № 405). При этом при заполнении показателей Акта сверки как на стороне отправителя (информация отправителя), так и на стороне получателя (информация получателя) используется следующий подход, который не противоречит приказу № 405.
1. Информация отправителя.
Согласно Приказу № 405 информация отправителя имеет следующую вложенную структуру (табл. 5.4 - табл. 5.7):
В описании элемента "ДокСв" (сведения о документе) отсутствует четкое указание на то, что понимается под данным показателем. При этом возможны различные варианты трактовки, например:
а) "подуровень" договора (заказ, счет, этап), в рамках которого осуществляется сверка расчетов (характерно и, вероятно, полезно для длящихся договоров поставки, когда реализация осуществляется по конкретным заказам/счетам);
б) реквизиты первичного учетного документа (далее - ПУД), которым оформлена производимая операция (операции), приведенная (приведенные) в следующем уровне вложенности.
В учетных решениях 1С реализован вариант "б", так как основным и удобным инструментом сверки является ПУД, реквизиты которого одинаково трактуются обеими сторонами (в отличие от операции, которая у сторон имеет различное наименование: отгрузка товаров у продавца и поступление товаров/материалов/основных средств у покупателя, поступление оплаты у продавца и перечисление оплаты у покупателя и т.д.). Кроме того, значительная часть пользователей не ведет учет в разрезе "подуровней" договора, а наличие этого уровня при заполнении формата является обязательным. Если учет у отправителя построен "котловым" образом, не предусматривающим использование также обязательного разреза учета по договорам, то предлагается введение некоторого условного договора (например, без номера с некой произвольной датой), по которому и заполняются все вложенные сведения о документе и операции.
Применение варианта "б" также обусловлено тем, что реквизиты документа (номер "НомДок" и дата "ДатаДок) представлены в виде отдельных полей, что позволяет производить их автоматическое достоверное сопоставление у сторон. Для операций такое сопоставление по дате "ДатаОпер" не всегда возможно из-за различия даты отражения операций в БУ сторон, а наименование операции "НаимОпер" представляет собой одно текстовое поле, что делает сопоставление (даже в случае добавления реквизитов ПУД) затруднительным.
2. Информация получателя.
2.1 При отсутствии расхождений ответная информация формируется в строгом соответствии с форматом и предлагаемым описанием.
2.2 При наличии расхождений ответная информация формируется с учетом определенных отклонений от порядка заполнения формата, но в соответствии с xsd-схемой.
Согласно правилам заполнения сведения по акту, по договору, по документу и по операции указываются только в том случае, если значение элемента не совпадает с соответствующим значением элемента файла обмена информации отправителя (см. табл. 7.1 - табл. 7.7 в Приказе № 405).
Кроме того, форматом предусмотрен расчет и формирование расхождений информации о расчетах по Дт и Кт в целом по акту, по договору и по документу.
Заполнение ответной информации в соответствии с предлагаемым порядком не представляется возможным (или является крайне затруднительным), так как:
Для устранения данных препятствий к формированию ответной информации, а также для безошибочного проведения анализа и сопоставления данных сторон сверки, в учетных решениях 1С в информации получателя заполняются все сведения по всем уровням вложенности (по аналогии с заполнением информации отправителя).
Сведения о расхождениях в информации получателя также не рассчитываются (по вышеизложенным причинам), а обязательные элементы для указания расхождений ("Итого Расх, "ИтогоРасхДт", "ИтогоРасхКт") заполняются незначащими нулевыми значениями.
3. Визуализация Акта сверки.
При отсутствии расхождений визуализация Акта сверки строится по форме, предложенной ФНС России.
При наличии расхождений информация отправителя и информация получателя визуализируются отдельно (в виде самостоятельных таблиц), также с отметками о подписании каждой информации соответствующей стороной.
Подробнее о работе с актом для пользователей см. на сайте https://its.1c.ru/db/newsits#content:483088:hdoc.